Spy Fox in «Dry Cereal» (1997)
Идеально подогнанный смокинг, безукоризненные манеры, а еще отвага, находчивость, умение располагать к себе незнакомцев и полный карман шпионских штучек. Неужто к нам пожаловал импозантный джентльмен с лицензией на убийство, трехзначным позывным и пристрастием к алкоголю? Отнюдь: наш герой — лис и добавляет к перемешанному, но не взболтанному коктейлю шпионских стереотипов лисью хитрость. Она будет очень кстати, ведь мир стоит перед лицом экзистенциальной угрозы. В скором времени он лишится коровьего молока и поневоле перейдет на козье. Отдельным личностям с непереносимостью лактозы плевать на подобные перемены, но, к счастью, наш герой не из таких и не позволит злу изгаляться над потребителями. Он избавит мир от молочного суррогата… а игрока — от необходимости задумываться, почему в их мире одни коровы занимают кресло руководителя компании, а другие остаются дойной скотиной.
Оффтоп
У американской компании «Humongous Entertainment» непростая и причудливая судьба. Она была создана в 1992 году, как разработчик детских и образовательных игр, дала жизнь таким франшизам, как «Freddy Fish», «Putt-Putt», «Pajama Sam» и «Spy Fox», заслужила множество наград. В 2000 году «Humongous Entertainment» приобрела компания «Atari», но ключевые сотрудники ушли, а оставшихся уволил новый владелец, столкнувшись с серьезными финансовыми проблемами. После тринадцати лет слияний, упразднений и переименований практически все активы и интеллектуальная собственность обанкротившейся компании были проданы фирме «Tommo».
Обычно к этому моменту (или значительно раньше) выбирают участок на кладбище, зовут дюжих могильщиков и потом вздыхают возле надгробья, оплакивая очередную славную компанию, съеденную и переваренную жадным, бездушным издателем. Однако для «Humongous Entertainment», отделавшейся от «Atari», началась новая жизнь. Или, скорее, перезапустилась старая. Новые игры под их брендом больше не выходят, зато старые и проверенные возвращаются, выходя сперва на мобильных платформах, а затем — на Nintendo Switch и Playstation 4. Таким образом новые игроки, неравнодушные к приключенческому жанру, внезапно узнавали в двадцатых годах, что мимо них прошли весьма годные игры, к которым приложил руку Рон Гилберт — авторитетный разработчик движка SCUMM и первых частей «Monkey Island». И если образовательная ценность «Spy Fox» близка к отрицательной отметке (физика тут и не ночевала), то с развлечением геймера она справляется на отлично. Это настоящая семейная игра: дети будут хихикать над забавными животными, взрослые — подсчитывать отсылки к шпионским боевикам.
«Что за злодей мог украсть все молоко? Только козел» ©
Сперва игра может насторожить легким безумием юмора, которое временами перерастает в шизофрению. План суперзлодея включает похищение всех коров, обвинение их в том, что они затопили столицу своим молоком, и дальнейший захват мирового рынка продуктами из козьего молока. Заглавный герой Спай Фокс («Фаргус» оставил имя без перевода, благо оно звучит очень «по-бондовски») на лету выбрасывает из карманов наковальню (!) и такси (!!!), пока ищет парашют. Местный изобретатель шпионских штучек-дрючек, постоянно съедающий синьки из соображений конспирации, предлагает абсолютно наркоманские гаджеты, достойные не бондианы, а такого же пародийного «Тотали спайс»: ботинок ночного видения, рентгеновскую жвачку, монету-ловушку и даже набор сырных крекеров, помогающий вскрывать сейфы (умоляю — не спрашивайте, как!)
Спустя какое-то время фонтан сумасшедшей фантазии немного иссякает, позволяя обалдевшему игроку высушить одежду. Игра не становится скучной и безыдейной — просто меняет темп и подход к повествованию, делая его более серьезным и «бондовским». Оммажи классическим шпионским боевикам попадаются на каждом шагу, и это как персонажи, так и привычные сюжетные ходы. Кроме чудака-изобретателя, отсылающего к Q, Фоксу помогают его куратор Манки Пенни, прячущаяся в неожиданных местах информатор Мата Хари и буквальный жучок для прослушки Уолтер. Столь же колоритны и узнаваемы противники супершпиона: пафосный козел с моноклем Уильям и роковая киска Русси Блу, готовая танцевать танго в любой момент и с первым встречным. Во время расследования Фоксу доведется и в азартные игры поиграть с подозрительным свинтусом, и на морское дно нырнуть (часовые-аквалангисты на подводных буксировщиках прилагаются), и самого драчливого амбала в поединке побороть, и супероружие в форме молочного пакета вывести из строя.
И это далеко не полный список типичных шпионских развлечений. Что-то игра вам преподнесет на блюдечке, но что-то и заберет без объяснений. Как это? Да очень просто!
«Тяните карту, мистер Свин» ©
Начав игру с начала, геймер может почувствовать подвох, а затем здорово удивиться. Заядлого любителя приключений не смутить меняющимися кодами, паролями и вариантами решения пазла. Другое дело, когда он выходит на причал и вдруг понимает, что перед круизным лайнером больше не стоит суденышко одноногого енота, отсылающего к капитану Кирку. Но позвольте: с ним же была связана целая сюжетная ветка! На лайнере еще одна засада: ни с того ни с сего «заросла» одна из дверей. Не закрылась, а исчезла, будто ее никогда не было! Неужто игра сломалась, стала непроходимой и требует незамедлительного лечения патчами? Вовсе нет — с каждым перезапуском она меняется. Не так капитально, как в roguelike, но гораздо заметнее, чем ожидаешь от квеста.
Вот тут становится понятно, почему «Spy Fox» позволяют пробежать за пару часов (можно быстрее, если свести диалоги к минимуму). Заодно снимается вопрос: «Почему мне не пригодились запонки и монета?» Вариативность сюжета искупает смешную продолжительность. От решений и поступков игрока ничего не зависит: игра самостоятельно выберет в начале, с какими ситуациями и персонажами он столкнется. Нет енота, и не надо! Обольстите коварную богачку и посадите жучка в ее сумочку! Зато теперь вы можете смело пропустить свина-картежника, игра в «рыбу» с которым требует везения и порой отнимает больше времени, чем хотелось бы.
На самом деле сюжет ветвится всего в трех местах, но и этого достаточно, чтобы заставить игрока вернуться к игре несколько раз. К тому же местные загадки имеют комичный, но интуитивно понятный способ решения. Несмотря на безумные идеи и формулировки, приборы изобретателя работают именно так, как он описывает, поэтому к его комментариям стоит прислушаться. Если с ходу непонятно, как склонить к сотрудничеству или убрать с пути персонажа, Фокс принимается расспрашивать о нем остальных NPC и быстро получает ценную подсказку. Кое-где надо просто щелкнуть мышкой побыстрее и обокрасть собеседника, пока он стоит спиной.
В «Spy Fox» не все вертится вокруг разговоров и использования предметов в нужных местах. Иногда игра поддает динамики, требуя погонять на машине по сложной трассе, проползти по стене, не съехав в бассейн с лисоядными черепахами, или тихо устранить часовых. Даже упомянутая ранее «рыба» со свином может вам понравиться и увлечь на час-другой, поскольку воспринимается, как отдельная игра внутри игры.
«Хочешь посмотреть на мою татуировку?» ©
У автора этих строк особая история знакомства с данным квестом. В начале нулевых — когда я был всеядным обладателем PS1, готовым играть если не во всё, то во многое — взгляд как-то упал на странный диск с надписью «Шпион Лис». Из квестов на моем счету был разве что веселый и легкий «Disney's A Bug's Life Activity Center» (уже занял почетное место в этом блоге). Но «Spy Fox» не вызвал той же симпатии и моментально поставил в тупик. Более того, у него были аляповатая графика в стиле флэш-игр, странные персонажи и заезженный сеттинг, где говорящие животные пародируют бондиану. Игра оттолкнула так, что уже на следующий день вернулась в магазин. Но как Джеймс Бонд обречен постоянно сталкиваться со злейшим врагом Блофельдом, так и меня «Spy Fox» настиг спустя пару десятков лет. Необходимо было встретить эту игру лицом к лицу и таки одолеть ее!
Игра раскрывается постепенно — совсем как ее герой. Это поначалу он выглядит халтурной 2D-моделькой, нарисованной в «Пэйнте». Но дальше главный герой удивляет богатством движений, где грация соседствует с откровенным позерством. Да и не Фоксом единым! Игру прекрасно характеризует первый встреченный NPC — пеликан со склонностью к эксгибиционизму. Что у него ни спроси, он всегда говорит фразу из подзаголовка и, не дожидаясь одобрения, оголяет широкую грудь. И как же много у него анимированных забавных татуировок! Почти два десятка!
И вдруг оказывается, что изобретательная анимация в игре повсюду и составляет львиную долю всего юмора. Наводя белый курсор на различные объекты, игрок, как правило, не получает ничего… кроме хорошего настроения. Из всех щелей лезут «незаметные» шпионы с камерами, из раковины высовываются щупальца и гаечным ключом подкручивают трубу, античные скульптуры разрушаются и сами собираются из обломков, нахальные мелкие зверьки что-то тырят и так далее. «Disney's A Bug's Life Activity Center» тоже подобным радовал, но в меньших объемах. И никто, прости господи, не подталкивает игрока — очками или достижениями — находить побольше сюрпризов! Расспрашивать каждого персонажа по десять раз и слушать все забавные реплики Фокса тоже необязательно для прохождения. Как и играть в аркаду с подлодкой через шпионские часы. Как и рисовать несерьезные разноцветные каляки-маляки на мольберте главного козла. Зачем все это делать? За тем же, зачем и приставать к бесполезному для сюжета пеликану. Игра стремится вызывать улыбку у всех: у детей, у взрослых, даже у вашего кота, который будет тайком потешаться над проказами мышей!
Оффтоп